воскресенье, 10 февраля 2013 г.

карта стран снг

Это в первую очередь относится к русским в Прибалтике, которые продолжают страдать от несправедливых и ограничительных законов о гражданстве и языке в Латвии и Эстонии, но, предвидя скорое вступление этих стран в ЕС, предпочитают оставаться на месте. С другой стороны, за последние восемь лет резко возросла внутрироссийская вынужденная миграция. Помимо беженцев из зон военных и этнических конфликтов на Северном Кавказе, растет число жителей Сибири и Дальнего Востока, которые, лишившись работы и подталкиваемые суровыми природными условиями, пытаются переехать в европейскую часть России. В 2001 году Министерство по делам федерации, национальностей и миграционной политике РФ постановило, что вынужденные переселенцы должны пользоваться льготами на получение жилья. Несмотря на многочисленные постановления, большинство беженцев и вынужденных переселенцев до сих пор стоит в очереди на жилье или на получение ссуд на него, а также на получение компенсации за утраченное имущество.

На сегодняшний день численность вынужденных мигрантов в России неуклонно падает, так как изменения, введенные в Законы о вынужденных переселенцах и о беженцах в 1995-1997 годах, ограничили срок действия их статуса пятью годами. Получить такой статус с самого начала было нелегко, а введение поправок к закону и вовсе привело к тому, что получало его меньше людей, чем утрачивало. Опять же, за последнее десятилетие статуса вынужденного переселенца или беженца по разным причинам были лишены около 60 % всех зарегистрированных вынужденных мигрантов. Сокращение вынужденной миграции из-за пределов России объясняется также и тем, что те, кто хотел уехать, в основном уже переместились в Россию, а те, кто решил остаться, в основном находятся на пути к интеграции в то общество, где они находятся.

Переселенцы из Азербайджана, Грузии и Таджикистана действительно уехали из зон вооруженных конфликтов, и поэтому на них пришлась самая большая доля беженцев. Внутрироссийская вынужденная миграция возникла на Северном Кавказе и в Чечне, где из-за боевых действий и "этнической чистки", проводимой российскими войсками, гражданское население бежало в соседний Дагестан и в Краснодарский край. До начала "антитеррористической операции" в Афганистане осенью 2001 года были серьезные опасения, что в результате военных действий из Афганистана в Таджикистан, Туркменистан, а затем и в Россию устремятся многочисленные беженцы. Этого не произошло по многим причинам, в том числе и потому, что большинство бежавших от талибов уже находились на территории, контролируемой Северным альянсом, а талибов в ходе операции разгромили гораздо быстрее, чем ожидалось.

За десять лет с момента распада СССР из стран СНГ и Прибалтики в Россию прибыло около 4,4 миллиона человек. В большинстве своем они не были беженцами или вынужденными переселенцами в строгом смысле этих понятий. Так, миграция из Прибалтики, Украины и Белоруссии формально не являлась вынужденной, и поэтому статус вынужденного переселенца получил очень небольшой процент мигрантов.

К вынужденным переселенцам относятся российские граждане, проживающие в России или за ее пределами и вынужденные покинуть места постоянного проживания вследствие вооруженных конфликтов, преследований или природных катастроф. Кроме того, в отличие от беженцев, вынужденные переселенцы имеют право на получение жилья, ссуды и других видов вспомоществования. За 1992-2000 годы в Российской Федерации получили статус вынужденных переселенцев и беженцев 1,6 миллиона человек, более двух третей которых были выходцами из стран СНГ, а почти четверть миллиона - из российских регионов.

Реально в положении вынужденных мигрантов в России находится не менее 4 миллионов человек, главным образом граждан бывшего Советского Союза. Вынужденная миграция - это территориальное перемещение людей, покидающих свое место жительства из-за страха насилия, преследования или природных бедствий. С юридической точки зрения, в России существуют две категории вынужденных мигрантов - беженцы и вынужденные переселенцы. Беженцы рассматриваются как лица без российского гражданства, прибывшие в Россию, спасаясь от преследований, и временно проживающие на территории страны. Например, после вывода советских войск из Афганистана и падения режима Наджибуллы в России оказалось около 100 тысяч афганских беженцев, большинство которых не получили ни российского гражданства, ни какой-либо действенной помощи от государства.

Сюда наложился и традиционный расчет, что все каким-то образом само собой разрешится. Отсутствие опыта, нехватка материальных ресурсов, бюрократические препоны и даже геополитический расчет привели к тому, что основополагающими принципами российской миграционной политики стали стремление удержать русских и русскоязычных сограждан "по месту жительства" в бывших советских республиках и практически полный отказ от поддержки и легализации беженцев из развивающихся стран. Что касается последних, то, когда принимались законы о защите беженцев, никто и подумать не мог, что в нестабильную Россию поедут беженцы из-за границы, и поэтому к их приезду серьезно не готовились. Столкнувшись с проблемой вынужденной миграции из стран Третьего мира, российские власти предпочли не обращать на нее никакого внимания и практически бросили беженцев на произвол милиции и местной бюрократии.

Новые законы создавались по западным образцам. К сожалению, они скорее отражали стремление правительства обеспечить признание России в качестве цивилизованного государства, а не серьезное понимание проблемы или стремление создать реалистичную и работающую миграционную систему. Несмотря на юридическую активность властей и официально декларируемую готовность принять всех желающих из бывших советских республик, российская миграционная политика в отношении беженцев и вынужденных переселенцев, по выражению известной правозащитницы Светланы Ганнушкиной, была основана не на принципе защиты беженцев, а на принципе защиты государства от беженцев.

Одновременно Россия оказалась в ситуации, с которой Советскому Союзу никогда не приходилось сталкиваться: наличие 25 миллионов русских и русскоязычных за пределами России и потоки беженцев и вынужденных мигрантов из зон конфликтов на Северном Кавказе и в Средней Азии. Российское правительство приняло на себя официальную ответственность за русских, проживающих за рубежом, еще в 1991 году, но только в ноябре 1992 года Борис Ельцин поручил Министерству иностранных дел обеспечить защиту интересов русских и русскоязычных за пределами России. В том же году была создана Федеральная миграционная служба, через год приняты Законы о беженцах, о вынужденных переселенцах, а позже и некоторые другие законы и постановления, которые должны были обеспечить возврат русских и русскоязычных из ближнего зарубежья в Россию и регулировать потоки беженцев из зон конфликтов внутри страны и за ее пределами. Кроме того, Россия присоединилась к международным соглашениям по защите беженцев.

Образование Российской Федерации и четырнадцати новых независимых республик заставило российское правительство пересмотреть доставшуюся в наследство от Советского Союза политику в области гражданства и иммиграции. Как отражение новой демократической реальности были приняты новые Закон о гражданстве 1992 года и Закон о праве российских граждан на свободу передвижения и жительства в Российской Федерации 1993 года. Эти законы отменили советский запрет на добровольную эмиграцию и гарантировали свободу въезда и выезда из РФ. Ирония новой ситуации заключается в том, что теперь выезд российских граждан за рубеж затрудняет не ОВИР, а западные посольства с их строгими правилами выдачи виз.

В целом за десять лет после распада СССР из России выехало около 1,1 миллиона человек, а вовсе не те 3-5 миллионов, которые были изначально запрогнозированы. Официальная эмиграция продолжает держаться на уровне 80-125 тысяч человек в год, и даже финансовый кризис 1998 года не вызвал существенного всплеска. Конечно, следует помнить, что официальные оценки Госкомстата России и Министерства внутренних дел не учитывают тех российских граждан, которые официально не эмигрировали, а выехали из страны на учебу, стажировку или в туристическую поездку и не вернулись. Таким образом, общее число эмигрантов из России превышает упомянутые 1,1 миллиона, но вряд ли намного.

Эти оценки оказались чрезвычайно завышенными, и резкого увеличения эмиграции из России и бывших советских республик не произошло. Это, впрочем, неудивительно. Думают об эмиграции или о работе за рубежом многие, а реально собирает чемоданы и решается на переезд в чужую страну сравнительно небольшая группа лиц, принадлежащая к определенной возрастной категории и владеющая востребованными знаниями.

В начале 1990 годов на Западе существовало широко распространенное мнение, что демократизация Восточной Европы и бывшего СССР вызовет новые крупные эмиграционные потоки в Западную Европу и Северную Америку. По данным опроса ВЦИОМ, в 1990-1991 годах от 6 до 8 миллионов человек хотели выехать на Запад или рассматривали такую возможность. Западные правительства и иммиграционные эксперты оценивали возможные масштабы эмиграции в 10-20 миллионов человек.

С тех пор масштабы эмиграционного потока, его этнический состав и цели настолько сильно отличаются от предыдущей, третьей, волны, что есть все основания говорить о "четвертой волне". Эмигранты теперь выезжают не только из России, но и из других бывших советских республик. Они эмигрируют в основном не по политическим, а по экономическим причинам - спасаясь от нищеты и каждодневных трудностей, в поисках более высокой зарплаты, более высокого уровня жизни и т.п. Если изначально, в продолжение традиций третьей волны, основу постсоветской эмиграции составляли все те же этнические меньшинства, то к концу 1990-х их доля стала падать, а процент русских эмигрантов расти. По данным Госкомстата, к 1999 году доля евреев и немцев упала до 50 % всех уезжающих. В 1999-2000 годах русские составили более 40 % эмиграции, превзойдя немцев и евреев. Это связано и с тем, что Германия начала вводить ограничения на иммиграцию "этнических" немцев, а в Израиле возобновилась интифада.

После того как закончились крупные перемещения народов, вызванные Второй мировой войной, поток эмиграции из СССР резко упал. Между послевоенным периодом и 1991 годом добровольная эмиграция всячески ограничивалась, а иммиграция в СССР была совсем крохотной и состояла в основном из политических перебежчиков. Таким образом, "третья волна" значительно уступала по масштабам первым двум. В 1970-е годы размеры чистой эмиграции колебались в пределах 10-15 тысяч человек в год, лишь в отдельные годы поднимаясь до 30-40 тысяч. В первой половине 1980-х поток был еще меньше, и только после начала Перестройки он снова начал расти. Так или иначе, третья волна носила ярко выраженный этнический характер, так как в виде исключения ограниченная эмиграция была разрешена только для армян, греков, евреев и немцев. Только в 1991-1993 годах были введены в действие законы, гарантирующие свободу перемещения для всех российских граждан.

Нельзя забывать и об эмиграции из Советского Союза. После Октябрьской революции последовала так называемая "первая волна" эмиграции - последствие Первой мировой, а затем и гражданской войны 1917-1922 годов. За точность цифр сложно поручиться, но, по некоторым оценкам, на гребне первой волны Россию покинуло порядка 1,5-2,5 миллиона человек, из которых около 180 тысяч вернулись обратно. Во время Второй мировой войны на территории Третьего Рейха оказалось около восьми с половиной миллионов гражданских лиц и военнопленных советских граждан, из которых около миллиона не вернулись обратно и переселились в США, Канаду и Австралию, составив "вторую волну" эмиграции.

Традиционно Россия никогда не считалась крупным источником эмиграции, за исключением эмиграции староверов и духоборов. И уж тем более она не была магнитом для иммиграции, не считая немецких и греческих колонистов. С другой стороны, нельзя сказать, что Россия совсем не участвовала в международных миграционных процессах. Так, с 1861 по 1915 год из Российской империи выехало около четырех с половиной миллионов человек, из которых две трети переселились в США. Согласно переписи населения США 1910 года, в Америке проживало 1,7 миллиона эмигрантов из Российской империи. Правда, большая часть эмигрантов уехала не собственно из России, а из Украины, Белоруссии, Прибалтики и других западных губерний.

Постсоветские миграции являются результатом глубоких общественных трансформаций последнего десятилетия. Распад СССР и образование пятнадцати новых независимых республик радикально изменили направление и численность миграционных потоков на территории бывшего Советского Союза. В настоящий момент перед российским правительством стоят следующие проблемы: на каком основании строить внешнюю политику по отношению к странам, в которых есть русские и русскоязычные меньшинства, что делать с иммигрантами, беженцами и перемещенными лицами на территории России и как реагировать на продолжающуюся "утечку мозгов" из Российской Федерации.

Этнические русские и русскоязычные в странах СНГ - подробная электронная карта СНГ

Этнические русские и русскоязычные в странах СНГ - подробная электронная карта СНГ

Комментариев нет:

Отправить комментарий